Депрессия и жизненный сценарий

Что же такое жизненный сценарий? Это неосознанный план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующей жизнью и завершается так, как изначально было предначертано. Это определение Эрика Берна, родоначальника работы со сценариями.

В этом понятии он описал удивительные основные принципы:

  • Сценарий неосознанный, мы его не осознаем, он у нас с детства пишется до 4-х лет. Потом он уже закрепляется. Мы его не помним. Он реализуется с самого начала нашей жизни. Поэтому у нас нет возможности его отследить и как-то сознательно влиять на него, если мы не работаем через специальные технологии, где мы можем обращаться к бессознательному и выходить на репрезентацию сценария;
  • Сценарий составляется в детстве, подкрепляется родителями, но не дается ими. То есть вопреки многим заблуждениям, где мы говорим, что мне родитель дал такой-то негативный сценарий. Нет, не так. Родители создают некую основу, некие условия, где ребенок может принять негативный сценарий, а может и не принять. В большинстве случаев идет принятие сценария. Но ребенок это делает сам, и это замечательно. Потому что, если мы его сами приняли, то мы сами же можем его и переписать, и изменить.
Эрик Берн

Что здесь особенно важно? Когда сценарий принят, он оправдывается как что-то естественное, как что-то правильное. Вот как есть теория когнитивного диссонанса Фестингера, где мы, если мы во что-то верим, мы это отстаиваем, даже если это нам все меньше нравится — такой механизм. То есть сценарий, когда он принимается, он выбирается бессознательным как единственно верный способ жизни, как единственно верный способ адаптации к этой жизни. И отстаивается по полной программе. Мы всю свою жизнь, все события нашей жизни, всех людей как бы подгоняем под этот сценарий, чтобы его оправдать.

Если сценарий негативный, то мы соответственно сами же себя загоняем в этот самый негатив. Поэтому важно его обнаружить и проработать. Если мы говорим о негативном сценарии, то наступает расплата, нежелательное окончание. Если мы говорим о позитивном сценарии, то это финал, где всё отлично, всё хорошо, где ставится логическая точка.

Расплата пишется в самом детстве. У ребенка формируется убеждение в самые первые годы жизни, как он эту жизнь закончит через этот жизненный сценарий. И это немножко страшновато, немножко жутковато. Потому что именно в эти годы, когда мы себя даже не помним, было заложено то, как мы начнем нашу жизнь, как мы её проживем, с какими людьми мы будем взаимодействовать, какие события и людей будем притягивать, и к чему мы подойдем в итоге. Вот такая ёмкая вещь, которая описывает всю суть работы со сценариями.

Мы пойдем немножко глубже. Жизненный сценарий формируется до 4-х лет, в основном до ранней взрослости он уже шлифуется, утверждается и окончательно принимается. И он принимается в результате детского решения. То есть создаются некие условия: в том числе условия, созданные родителями, условия воспитания, условия окружения и прочее.

Складывается ситуация, ребенок может принимать, а может не принимать жизненный сценарий. Но поскольку у ребенка до 4-х лет несформированное критическое мышление, он не может оценивать последствия и  результаты того, что он будет сейчас принимать для себя. На основе вот этой иррациональности ребенок принимает решение, как он будет жить. И это, как правило, негативно. Негативно потому, что ребенок зависим от взрослых, от обстоятельств, зависим от реальной среды.

И часто, если взрослый не оказывает ему условия для формирования безопасной доверительной картины мира, то мир ему кажется страшным, где нужно выживать, где нужно бороться за свое существование и где сплошь и рядом угрозы. И сценарий этот принимается как способ структурирования вот этого хаоса, вот этого страха и этой опасности.

И ребенку как кажется? Этот сценарий единственно верная стратегия выживания в этом мире. Поскольку ребенку самое важное — это внимание взрослых, любовь взрослых и принятие взрослых, поскольку взрослый — это источник жизни фактически (он полностью ребенку всё обеспечивает), то всё что угодно, что готово привлекать это внимание, будет служить способом выживания.

Если ребенок заметил, что когда он болеет, к нему больше внимания и больше любви, у него вполне может быть принят сценарий, что не надо быть здоровым для того, чтобы выживать в этом мире. И дальше, когда он будет взрослеть, он будет реализовывать этот сценарий, сваливаясь в определенные болезни в стрессовых ситуациях не потому, что у него слабый иммунитет или еще что-то (это всё вторично), а потому, что он привык так выживать, его психика взяла этот способ за жизнь.

И поскольку это связано со способом адаптации, то любая попытка его оздоровить без проработки этого сценария будет вести в никуда. Он это будет саботировать, опровергать и от этого старательно уворачиваться.

Он будет оправдывать свой сценарий, он будет его реализовывать даже, если на уровне сознания ему это будет не нравится. А на бессознательном уровне он будет следовать ему очень четко. Как мы говорили, он оправдывает свой сценарий всю свою жизнь, сначала ребенок, а потом взрослый, подгоняя все события и трактуя их на уровне бессознательного именно под это.

Если в сценарии заложено, что люди злые, то человек будет привлекать злых людей, которые будут его обманывать, пакостить ему, и он будет оправдывать этим свой сценарий. Попытка привлечь других людей без проработки сценария будет неудачной, потому что в этом случае возникает когнитивный диссонанс.

Если он будет привлекать хороших людей, значит, он нарушает свой сценарий, а значит, он нарушает стратегию своего выживания, а выживание это самое главное, на первом уровне развития.

Потом, когда он определит, что помимо выживания есть еще жизнь как таковая, что принятый в детстве сценарий это не единственно правильный, а если быть откровенными, то откровенно неправильный. Оптимально выбрать сценарий — это «живи и радуйся» или вообще жить без какого либо сценария, просто жить и радоваться, получая свободу, удовольствие, кайф во всех областях жизни.

Еще важно отметить, что сценарий похож на своеобразную театральную постановку, у которой есть:

  • сюжет
  • завязка
  • специфика
  • герои, злодеи
  • кульминация

И  всё это закладывается в самом детстве, ребенок изначально пишет, с какими людьми он будет встречаться, какая у него будет вторая половина, какие у него будут друзья, какие будут не друзья, какие будут коллеги и прочее. И всё это им притягивается на протяжении всей его жизни.

Может быть, Вы замечали такую интересную вещь, когда у Вас есть определенный круг общения, определенные друзья, определенные люди, может быть, раздражающие люди, может быть, привлекающие Вас люди и прочие. Вы, например, меняете место своей жизни и переезжаете в другой город, и, спустя время, вокруг Вас может сформироваться точно такой же круг общения. Вот вы смотрите на человека и думаете: Да это же копия вот того человека, смотрите на этого, а этот копия вот того человека.

Интуитивно мы всегда формируем вокруг себя определенный круг общения, определенный круг взаимодействия, который обусловлен нашим сценарием. Сценарием позитивным или негативным.

Продолжение

Ссылка на основную публикацию WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.