Для чего нам нужен стресс? Прагматичный взгляд

Рассмотрим стресс исключительно с прагматичной точки зрения – для чего стресс нам нужен? Мобилизация сил, реакция «бей или беги».

Давным-давно мы спасались от саблезубых тигров, жили в пещерах, защищали себя палками и камнями. Опасность была на каждом шагу. И если перед вами появлялся рычащий саблезубый тигр, то едва ли вы могли воскликнуть: «Какая милая киса!». То было время убегать или прятаться, а если вы не могли позволить себе ни то, ни другое, – то время сражаться за свою жизнь.

Те инстинкты по-прежнему внутри нас, и они весьма полезны. Например: вы переходите дорогу, и тут откуда ни возьмись появляется мчащаяся на вас машина. Что вы делаете? Даже не раздумываете, потому что тело берёт управление на себя и отскакивает в сторону, где безопасно.

Проблема в том, что в современном мире нет саблезубых тигров, и даже инциденты, подобные только что описанной ситуации, не часты. Ваша жизнь очень редко оказывается в настоящей опасности. Но тем не менее, наш способ восприятия сам создаёт эту опасность. Наши тела не понимают нас. У них нет режимов «опасность – безопасность». Однако, если мы воспринимаем ситуацию как опасную, тело реагирует: «Ого, должно быть, приближается саблезубый тигр. Лучше мне приготовиться действовать».

Всё это полезно, когда вас вот-вот собьёт автобус. А когда начальник кричит на вас? Угрожает ли вам физическая опасность? Нет. Но тело выдаст ту же реакцию, потому что вы сочли ситуацию опасной. На вас кричат, а ваш разум создает образы: «Меня уволят, мне нечего будет есть, я потеряю дом, семью, детей…»

Истинная опасность стресса

Вот теперь эта ситуация опасна. И ваше тело реагирует на неё так, будто к вам в офис зашёл саблезубый тигр. Главная опасность этого заключается в том, что пока это происходит, участок вашего мозга, ответственный за мышление, попросту отключается. Вся мыслительная энергия перенаправлена к базовым мозговым центрам, которые были ещё у древних рептилий – та самая реакция «бей или беги», действие.

Тело накачивается силой, готовое совершить что-то физически. Но разрешение ситуации не предполагает физических воздействий. Когда босс кричит на вас, требуется сказать, придумать, разрешить рабочий вопрос – всё, что потребует от вас использования своего интеллекта.

И вот тут возникает дилемма. Ситуация требует от вас более чёткого мышления, нахождения наиболее удачной идеи для решения проблемы. Однако, тело ощущает опасность и находится по умолчанию в режиме выживания. Часть этого режима – подготовить тело к действиям физического характера и выключить мозг, за исключением базовых схем. И, неожиданно для вас, та часть мозга, которая сейчас нужна, чтобы справиться с ситуацией, оказывается отключённой.

Итак, ключом к защите от стресса является то, как вы воспринимаете ситуацию. Принимаете или пытаетесь сопротивляться происходящему. И способны ли осознать, что нет физической опасности, что можно всё разрешить, используя свои умственные способности, а не пребывая в отключённом режиме в тот момент, когда разум нужен больше всего.

А вот ещё одна причина, почему каждый должен учиться преодолевать стресс, управлять теми ситуациями, в которые попадает. Стресс создает множество негативных побочных эффектов. С одной стороны, он блокирует нам доступ к внутреннему разуму, помогающему в решении задач, и к тем частям мозга, которые позволяют думать более разумно и рационально.

И разумеется, мы начинаем принимать неудачные решения, хуже соображать, неверно оценивать обстановку. Находясь под воздействием стресса, мы не просто ошибаемся в том, что делать. Зачастую мы также заблуждаемся насчёт себя: кто мы и на что способны. Вы находитесь под воздействием стресса, ваш разум выключен, и вы думаете: «Я такой неудачник, зачем продолжаю с этим возиться? Похоже, у меня нет к этому способностей». Такие мысли – классический пример неверного суждения под влиянием стресса. Это характерно для большинства людей на протяжении всей жизни.

Малыш Митя в школе. Ситуация давления: «Давай, читай, Митя». Тот начинает читать, но получается не очень хорошо, потому что на него оказывается давление. В этой ситуации умственные способности отключаются: Митя просто не видит слов, не узнаёт их.

Но мы знаем, что дома у него всё получается. Потому что там нет давления. А здесь – все дети смотрят на него, начинают хихикать. Что происходит с Митей? Он ещё больше нервничает, уровень стресса повышается. А что происходит у него внутри? Тело приготовилось действовать, а разум всё больше отключается. Что происходит с его способностью читать? Она неуклонно отключается, и чем дальше, тем становится хуже.

Вот об этом я и говорю: малыш Митя находится на самой низкой отметке своих умственных возможностей, а его способность ясно мыслить ослабла как никогда. Принимаемые им сейчас решения – худшие из возможных. Что он делает? Думает об этом, ощущает происходящее и настраивает себя: «Я читаю ужасно! Похоже, я не умею читать». И таким образом он полностью уничтожает свои шансы стать хорошо подготовленным учеником. А всё из-за недостатка веры в себя, спровоцированного мыслительной ошибкой.

Но это не единственная беда. Стрессом обусловлено и множество проблем со здоровьем. Фактически, многие врачи утверждают, что он вносит огромную лепту во все заболевания, существующие в наши дни. Около 90 % жалоб пациентов имеют чёткую взаимосвязь со стрессом.

Например, депрессия, проблемы с пищеварением, склероз, перепады настроения, тревожное расстройство, синдром навязчивых состояний. Люди не могут спать, у них бессонница. У кого-то даже сексуальная дисфункция. Внутреннее напряжение может угнетать иммунную систему, и вы становитесь более восприимчивы к болезням. Стресс способен создать перегрузку для сердца, повысить риск сердечных заболеваний.

Вторичный уровень влияния стресса

Состояние стресса может наносить настоящий урон здоровью. Но это лишь первый уровень влияния, а есть и второй – дающий опосредованный эффект. Видите ди, когда человек страдает перепадами настроения или тревожным расстройством, или он в таком стрессе, что не может нормально спать – как он поступает? Его разум, естественно, ищет избавление. Например, если у нас что-то болит, мы принимаем обезболивающее, потому что нам нужно облегчение боли. И то же в случае со стрессом: мы ищем средство, чтобы пережить это состояние, получить утешение.

Разные люди обращаются к различным способам. Кто-то выбирает еду, особенно с повышенным содержанием сахара, потому что выброс сахара в кровь может увеличить выработку серотонина и других «гормонов счастья», позволяющих человеку усмирить последствия негативного стресса. Но если зависимость от сладкого используется с целью что-то «спрятать» или «вылечить», то сама становится причиной проблемы под названием «ожирение».

Тучные люди часто зависимы от сахара, шоколада, конфет и прочего. Всё это развивается как результат их желания справиться со стрессом. Имея дело с ним, вам прежде всего нужно озаботиться комплексом причин, вызывающих зависимость от сладкого. То же относится к алкогольной и наркотической зависимостям.

Тогда в итоге могут развиться заболевания печени, как результат алкоголизма, и нарушения функций головного мозга от приема наркотиков. Значит, стресс напрямую создаёт неполадки в работе мозга или печени? Нет. К этому приводят наши действия в борьбе со стрессом. Именно они создают все проблемы.

Сегодня стресс – один из главных факторов, уничтожающих успех, потому что в этом состоянии отключаются как мозг, так и способность находить творческие решения текущих задач. Второе направление – вред, наносимый физическому здоровью, а также связанные со стрессом побочные эффекты.

Когда состояние здоровья всё хуже, становится трудно сосредоточиться на карьере, успехе и так далее. Но самое главное – это переход стресса у многих в хроническую форму, когда состояние возникает ежедневно, снова и снова в течение долгого времени.
Text.ru - 100.00%

Ссылка на основную публикацию WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.